Эрик Эриксон был выдающийся товарищ. Родился и учился в Европе, потом переехал в Штаты и учился, преподавал и проводил исследования уже здесь, в основном в области психологии, воспитания и психотерапии. Он создал теорию стадий развития личности, которой у нас широко пользуются учителя и психологи (или, по крайней мере, должны, потому что нас/их всех этому учат минимум два раза, на базовой психологии и на теории преподавания). Теория эта не претендует на истину в последней инстанции, но очень удобна в обращении, поскольку она объясняет и "стандартизирует" этапы развития человека и даёт "гранки" когда и на что обратить внимание в воспитании или лечении.
читать дальшеИтак, теория. В отличие от Фрейда, с его анально-орально-Эдиповыми стадиями, концепции у Эриксона просты и понятны. Каждый человек за свою жизнь должен разрешить серию внутренних конфликтов. Это можно сделать очень по разному, но "правильно" разрешённый конфликт приносит удовлетворение и делает личность более уверенной в себе, открытой новому, гармоничной, самодостаточной и способной к самосовершенствованию. А неправильно разрешённый или "непройденный" конфликт ведёт ко всему обратному. Эриксон утверждал (и я с этим согласна), что хотя эти стадии обычно проходят в определённом возрасте, "позднее разрешение" конфликта тоже возможно, и в частности этим занимается психотерапия.
Стадия первая: доверие или недоверие, классически разрешается до года. Если ребёнка любят и о нём заботятся, то ребёнок вырабатывает базовое доверие к себе и окружающему миру. "Я хорош и тут хорошо." Если ребёнок заброшен, голоден, его не успокаивают (дают "проораться", например), лишён значимых взрослых, эта стадия может не разрешиться, и тогда ребёнок может начать воспринимать мир как плохой и не дающий комфорта, а себя - как не заслуживающего заботы. В таком плохом месте и такой плохой детке, конечно, не до дальнейшего развития, и даже если оно как-то произойдёт, рога и хвост "заваленной" первой стадии будут торчать. Поэтому не рекомендуется "воспитывать" младенцев путём оставления их одних, выговоров, криков, упаси боже, шлепков, голода и прочих гадостей. Воспитать - всё равно не воспитаешь, а стойкое ощущения "я - один в целом мире и меня никто не любит" создать можно.
Стадия вторая: независимость или стыд и сомнение, классически разрешается с года до трёх. Если ребёнок растёт в среде, богатой возможностями и толерантной к ошибкам, он путём проб и ошибок приходит либо к мысли "я могу, у меня получится" либо к "я не могу, у меня не получится, со мной что-то не так". Естественно, когда уверен, что "не получится", дальше пробовать не станешь. Поэтому не рекомендуется "приучать ребёнка к порядку" и "завязывать шнурки именно так" в этом нежном возрасте, или делать всё за ребёнка. Как завязала - так спасибо, похвалили, пошли дальше.
Стадия третья: инициатива или вина, 4-5 лет. Если инициатива ребёнка поощряется и она видит от своих идей и дейтсвий хороший результат, то ребёнок будет в этом духе и продолжать. А если нет, то нет.
Стадия четвёртая: предприимчивость или неполноценность, 6 лет - пубертат. Это период начальной школы и активного общения со сверстниками. Если учёба и общение создают у ребёнка ощущение успеха, интереса и заслуженности своих достижений, это, опять же, подталкивает его к следующей стадии. А нет - так нет.
Стадия пятая: идентичность или смешение идентичности, подростковый возраст. Время познания себя, нахождения собственного пути, ответа на вопрос "кто я?" Здесь степень разрешённости прошлых конфликтов приобретает огромное значение, потому что чувства неполноценности, вины, стыда и небезопасности могут покорёжить подростка, который ребёнком еле-еле "переваливался" из стадии в стадию.
Стадия шестая: близость или изоляция, 20-40 лет. Время, когда человек, познав себя, формирует отношения с другими людьми: друзьями, супругами, коллегами, родителями-как-взрослыми-людьми, детьми... Естественно, если познать себя не получилось, с эмоциональной близостью с другими людьми тоже будут сложности.
Стадия семьмая: создание или стагнация, 40-65 лет. Время, когда человек или осознаёт, или создаёт свой вклад в общество (работа, дети, искусство, и т.д.), хочет передать накопленный опыт, созидать. Ну, или ужасается тому, что не создал, не сделал, не смог, не успел, не решился...
Стадия восьмая: целостность или отчаяние, 65 лет (эта цифра взята не "с потолка", а просто в США это стандартный пенсионный возраст) и далее. Время примирения (или не примирения) со своими достижениями. "Вот я счастлив в семье, построил дом, посадил дерево, вырастил ребёнка, изобрёл колесо, вылечил пять лягушек от парши, нарисовал грушу. Я смотрю на результат своих трудов и они мне нравятся, я спокоен, вот что останется после меня на земле." Ну, или "смотрю назад - вижу выжженую пустыню", да. Лично я знаю, увы, многих людей, на месте которых мудрено не прийти в отчаяние.
Теория Эриксона оказала огромное влияние прежде всего на современное американское (и вообще современное) образование. Именно после того, как она получила распространение, появилась концепция "хорошей попытки" ("nice try") и учителя стали пытаться мотивировать детей успехом, а не чувством стыда и вины. И, мне кажется, получается хорошо. А в воспитании детей лично мне очень помогает подумать, где "находится" сейчас мой ребёнок, и к какому варианту разрешения личностного конфликта подтолкнёт его планируемое мной дейтсвие? Желание наорать обычно как рукой снимает. Не думаю, что Эриксон имел этот результат в виду, но работает, как часы.
О докторе Эриксоне своими словами
Эрик Эриксон был выдающийся товарищ. Родился и учился в Европе, потом переехал в Штаты и учился, преподавал и проводил исследования уже здесь, в основном в области психологии, воспитания и психотерапии. Он создал теорию стадий развития личности, которой у нас широко пользуются учителя и психологи (или, по крайней мере, должны, потому что нас/их всех этому учат минимум два раза, на базовой психологии и на теории преподавания). Теория эта не претендует на истину в последней инстанции, но очень удобна в обращении, поскольку она объясняет и "стандартизирует" этапы развития человека и даёт "гранки" когда и на что обратить внимание в воспитании или лечении.
читать дальше
читать дальше