Я подозреваю, что для моих друзей и читателей всё это не новость, поэтому не очень ясно, зачем это писать, но меня попросили.
Недавно Kitchen Witch и NEKOshka ездили в Псковскую область, и Ведьмочкины дневники натолкнули меня на нехарактерные для меня мысле о "свободе, равенстве и братстве". Или "гражданском обществе среди кузнечиков". Это не дай бог не аналогия, это промер, так что погодите возмущаться. Кузнечиками я кормлю ящериц. Папа как-то раз, пронаблюдав этот процесс, сказал: "Нельзя построить гражданского общества среди кузнечиков!" - и был совершенно прав, нельзя. Потому что у них нет никакой способности осознать, что вот этот сосед сбоку - тоже кузнечик, и поэтому не надо его грызть, если совсем рядом лежит вкусная морковка. А раз нет такой способности - увы гражданским свободам. Это я о чём? Если в обществе, и я употребляю этот термин не применительно к "стране в целом", а локально, к городу, деревне или общине, нет понимания, что сосед с другой формой носа, иконой вместо телевизора или канарейкой вместо попугая - тоже человек, то гражданских свобод будет ровно как у моих предназначенных в жертву кузнечиков. Например.

В лесу рядом с каким-то святым ручьём (а может не святым, я в них не разбираюсь) "плакат заповедника предупреждает, что нельзя вязать ленты на кусты и деревья", живо напоминая мне таблички "по газонам не ходить". Почему, собственно, нельзя вязать эти несчастные ленты? От кого-то убудет? Казалось бы, ответ очевиден - нельзя захламнять лес. Но тут "есть нюанс" - что, во всём лесу нельзя выделись одну полянку, где можно? А после три раза в год устраивать вокруг этих завешанных ленточками кустов пляски с хороводами, а также конкурс на самую красивую ленточку, после чего плести из них из всех косички ни нести украшать ближайший храм? Или, ещё лучше, посадить при монастыре специальные деревья и вешать ленточки уже на них... Но нет, надо запретить, и иметь с этого чувство морального удовлетворения. А религиозная часть деревни с наслаждением набросится на какую-нибудь несчастную экскурсантку, явившуюся в церковь без платка, и все будут квиты.

Теперь "те же и исторические памятники". Я люблю искусство и ни разу не православная, но сложно отрицать тот самоочевидный факт, что церкви строились, а иконы писались, верующими людьми для верующих. До того, как все они стали "памятниками культуры". Каким образом возникла такая ситуация, что неверующие искусствоведы "отстаивают" настенные росписи от теоретически больше заинтересованной в их сохранности христианской паствы, я сказать не могу, да и не очень это интересно, но возникла. Но уж отсюда-то, казалось бы, выход очевиден! Даже если принять за аксиому, что свечи и курения вредят росписям (а кто видел луарские замки может с этим не согласиться). Закройте росписи стелком или пластиком и/или замените восковые свечи на электрические, и вперёд, к вящей радости обеих групп. Но нет, компромисс никому не нужен, и люди, кажется, уже даже не представляют себе на что похож этот странный зверь "компромисс", что с ним делать и, главное, почему он может быть нужен. Они привыкли отстаивать свой интерес как единственно возможный и правильный. Что приводит нас, увы, обратно к кузнечикам.

И только не надо мне о том, что во всём виноват православный патриарх и иже с ним. Он, конечно, существо политическое и насквозь... ну, не будем о грустном, но вот тут он как раз не при чём. Сомнительно мне, что он обидел бы кого-нибудь за "заповедник ленточек".